Детям — приключений, подросткам – сильных героев: Какой литературы не хватает юным украинцам

Дети интересуются захватывающими книгами, подростки предпочитают читать о преодолении трудностей и испытаний. А все вместе они хотят видеть героев, с которыми можно себя отождествлять.

О том, какие сегодня складываются отношения у детей с литературой, в разговоре с Depo.Харьков рассказала детская писательница и драматург Юлита Ран.

– Какая сейчас в Украине ситуация с детской и подростковой литературой? Хватает ли нам авторов?

– В Украине сейчас существует достаточно детских авторов, которые пишут и сказки, и разнообразную развивающую литературу. Другое дело, что их имена могут быть не на слуху, что родители, выбирая между «старой доброй проверенной классикой» и книгой современного автора, выберут первое. Да и издатели часто отдают предпочтение переводной литературе, особенно если речь идет о книгах для подростков.

– Существует предубеждение, что современные дети не читают. Мол, книгу им заменил гаджет. Но так ли это?

– Дети читают. И не только по программе. В определенном возрасте они очень активно читают «Полианну», «Банду пиратов» или «Тореадоров из Васюковки», а впоследствии начинают интересоваться фэнтези и фантастикой – такой, например, как «Гарри Поттер», «Дом странных детей», «Властелин колец», «Хроники Нарнии», Рэй Брэдбери, «Сумерки» и прочее классическое и современное фэнтези. Их не очень привлекает классическая литература, часто кажутся непонятными и неинтересными исторические реалии, отпугивают неизвестные слова, и они не хотят делать усилия, что-то выискивать, вычитывать, узнавать.

Какие книги любят современные дети? Что их больше всего интересует?

– Детей интересуют захватывающие сюжеты и герои, с которыми они могут себя отождествлять. А если мы говорим о совсем маленьких, то для них важно, чтобы книга была интерактивной, чтобы можно было что-то в ней нарисовать или увидеть дополненную реальность.

Подростки обычно — очень привередливая аудитория. И кроме фэнтези и фантастики они выбирают среди огромного моря литературы и young adult, и переводную литературу, и мировые бестселлеры вроде «Милых костей», «Хорошо быть тихоней» или «Голодных игр».

– А что на счет сугубо подростковой аудитории? Уже не маленькие, но и не взрослые? Что их больше всего волнует и интересует?

– Волнуют их проблемы взросления, первая любовь, вопросы дружбы и поисков себя в мире. Мир воспринимается подростками как довольно жесткое место. Но в то же время как место, полное возможностей. Поэтому они хотят «брать от жизни все по максимуму» и на страницах книг хотели бы видеть героев, которые проходят через очень серьезные испытания и становятся после этого «крутыми». Круче, чем были, суперменами – тогда юные читатели могут отождествлять себя с такими героями.

– Как, на Ваш взгляд, сейчас преподают литературу в школах? Может ли современная система образования вдохновить учащихся на чтение?

– Школа, к сожалению, не успевает за жизнью. Детям дают слишком много «страданий», если мы говорим об украинской литературе. Старшеклассники, как и раньше, читают Достоевского, Толстого, но зачем все это современным подросткам? Это литература совершенно не для их возраста.

Что касается вдохновения на чтение, любовь к книгам, то здесь, скорее, не система образования может это сделать, а конкретные учителя. Дети часто любят предмет, потому что им нравится учитель, который его преподает, ярко, интересно, увлекательно рассказывает. Как по мне, детям надо меньше давать сухих автобиографий или пытаться сделать из классиков какие-то святые иконы. А рассказывать о личностях писателей так, чтобы они становились живыми, современными, понятными детям, и так же обсуждать сюжеты и персонажей из классической литературы.

И не будем забывать про самую важную вещь: дети воспитываются на примере своих родителей. Если современные подростки мало читают, это означает, что их родители тоже не читают. Дети растут и не видят своих родителей с книгой в руках.

Добавить комментарий

X

Pin It on Pinterest

X